Меню
12+

Муниципальный район «Койгородский»

01.06.2018 09:37 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

2018 год — год 100-летия государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей в России.

Система дополнительного образования детей – особый вид образования, направленный на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и профессиональных потребностей ребенка. В 2018 году системе российского дополнительного образования детей исполняется 100 лет.

Российскому дополнительному образованию — 100 лет. Это праздник для многих поколений мальчишек и девчонок. Кому-то из них занятия в творческих коллективах позволили определиться с профессией, кто-то выбрал себе дело по душе, а для кого-то приобщение к творчеству стало началом его личной истории успеха. И, конечно же, именно здесь – в домах, центрах, дворцах ребята смогли обрести новых друзей.

История образования системы дополнительного образования в России

Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных отечественных форм внешкольной работы (внешкольного воспитания). Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т.д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели.

Считается, что впервые внешкольная форма работы с детьми появилась еще в XVIII веке в Санкт-Петербурге, когда в Шляхетском кадетском корпусе был открыт кружок по литературе для занятий в свободное время. Юные петербуржцы – воспитанники кадетского корпуса, посещавшие кружок, издавали свою собственную газету «Праздное время, в пользу употребленное». По сути, эти слова и стали своеобразным лозунгом внешкольной образовательной работы с детьми.

Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ. settlement — поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С.Т.Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодежи малообеспеченной части населения.

В 1909 году им же было создана общество «Детский труд и отдых», в 1911 году в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период — летние палаточные лагеря.

На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования.

А вот первое государственное внешкольное учреждение – Станция юных любителей природы, открылось в 1918 году в Москве, в Сокольниках. Первоначально туда записалось 17 детей, но уже в 1921 году, чтобы попасть в число учеников существовал конкурс. Ребенок проходил стажировку и только после выполнения научного задания мог быть зачислен. В момент открытия станции появились первые кружки по интересам: орнитологи, энтомологи, водолюбы, ботаники. К 1925 году их число значительно увеличилось: добавились кружки цветоводов, звероводов, луговодов, фенологов, гидрометеорологов. На станции была своя собственная пасека и сад. Позднее, Станция юных любителей природы была переименована в Центральную биостанцию юных натуралистов имени К.А. Тимирязева или БЮН, а ребят, которые там занимались стали называть бюновцами.

В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменен на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями.

С историей российского дополнительного образования связано немало известных всему миру событий – к примеру, открытие в 1925 году Всесоюзного пионерского лагеря «Артек», или проведение в 1967 году в Севастополе, на знаменитой Сапун-горе первого финала Всесоюзной игры «Зарница».

К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осавиахима, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств [2]. В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.

Вместе с тем, высокие количественные показатели не могли скрыть негативных качественных факторов развития учреждений. Внешкольное воспитание в 50-80-е годы было связано с общей идеологией, когда существовала единственная детская организация, единственная молодежная организация, установкам и целям, которых подчинялись и образовательные структуры. Было достаточно минусов, мешавших решению задач личностно-ориентированного развития ребенка, его интересов. Имели место неисполнимые директивы, требующие организовывать то по 10 кружков технического творчества в каждой школе, то открывать в каждом учреждении музей. Вместе с тем, в лучших внешкольных учреждениях страны был накоплен уникальный опыт взращивания талантов.

Многие звезды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов, Борис Спасский, актёр Сергей Никоненко, режиссёр Ролан Быков, Анатолий Чубайс, Вячеслав Фетисов и многие другие известные в России и за рубежом люди.

После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Примечательно, что в 90-е годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

120