Меню
12+

Муниципальный район «Койгородский»

11.04.2017 11:10 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Обоснование расчета лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов на сезон охоты 2017-2018 годов

Основанием для установления норм изъятия объектов животного мира служат данные об их численности, полученные с применением единых методик государственного учета, исполненные Государственным казенным учреждением Республики Коми «Охотничий надзор и контроль» (ГКУ РК «Охотнадзор»). 

 Для определения численности охотничьих зверей и птиц в Республике Коми ежегодно в общедоступных охотничьих угодьях и на территориях, переданных в пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, проводится зимний маршрутный учет (ЗМУ).  Для оценки воздействия на окружающую среду при освоении объемов (квот, лимитов) изъятия охотничьих ресурсов, использованы материалы зимнего маршрутного учета 2015, 2016, 2017 годов, а также проведен анализ динамики численности охотничьих ресурсов за 10 последних лет.

Для расчета прироста популяций копытных и пушных зверей использованы материалы справочника «Нормирование использования ресурсов охотничьих животных» ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства им. Проф. Б.М.Житкова РАСХН.

Предельные нормы добычи по соболю, бурому медведю, лосю и выдре взяты из  приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. № 138 « Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях». Согласно этому приказу лимиты и квоты   добычи лося разделены на добычу взрослых и сеголетков. Такой подход  способствует сохранению репродуктивного ядра популяции лося — взрослых особей, а также сохранению части сеголетков, которые в последующие годы составят основную часть репродуктивного части популяции.

В предлагаемом к установленному объему (квотам, лимитам) изъятия охотничьих ресурсов в сезоне охота 2017-2018 годов этот подход сохранен, и доля сеголетков  составляет 20% от общей численности.

Добыча охотничьих зверей определена жестко регламентированными сроками охоты, которые не превышают предельных, установленных Правилами охоты, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 г. № 512.

        Кроме того, для оценки воздействия на окружающую среду при освоении объемов (квот, лимитов) изъятия охотничьих ресурсов ГКУ РК «Охотнадзор» анализировались ведомственные материалы фактического использования охотпользователями квот добычи лося, бурого медведя, выдры, соболя и рыси в прошлые охотничьи сезоны.

 

В 2017 году зимний маршрутный учет проводится, как и в  предыдущие четыре  года, в соответствии с Методическими указаниями по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета, утвержденного Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации приказом от 11 января 2012 года №1, (далее — Методические указания).

 В соответствии с указанными Методическими указаниями территория Республики Коми с учетом обитания охотничьих животных была поделена на 5 исследуемых территорий: северо-таежная зона и тундра (Интинский, Воркутинский, Усинский, Печорский, Ижемский, Усть-Цилемский районы), западная часть средней зоны (Удорский, Княжпогостский районы, Ухтинский), восточная часть средней зоны (Сосногорский, Вуктыльский, Троицко-Печорский районы), средняя часть средней зоны (Усть-Куломский, Корткеросский, Сыктывдинский, Усть-Вымский районы, город Сыктывкар), южная зона (Прилузский, Сысольский, Койгородский районы). В зависимости от площади исследуемой территории рассчитывалась плановая протяженность маршрутов отдельно для каждого охотничьего угодья.

Всего в ГКУ РК «Охотнадзор» представлено около 631 ведомость зимнего маршрутного учета. При расчетной протяженности маршрутов 5,9 тыс.км фактически принято в обработку материалы учетов на маршрутах протяженностью 6,3 км.  Указанный объем работ при проведении зимних маршрутных учетов в соответствии с указанными Методическими указаниями обеспечивает необходимую для целей государственного учета и мониторинга точность оценки расчетов численности охотничьих животных с допустимой статистической ошибкой не более 10-15%. В обработку приняты материалы только тех учетов, которые проводились с одновременной записью параметров прохождения учетного маршрута на спутниковые навигаторы. При этом, на 83% охваченных маршрутным учетом площадях имеются файлы треков на электронных носителях с характеристиками скоростного режима прохождения маршрута, подтверждающие факт реального прохождения маршрута.

Проведение тропления наследа зверя в соответствии с новыми Методическими указаниями не предусмотрено. Пересчетные коэффициенты для видов охотничьих зверей приведены в приложениях к Методическим указаниям. Пересчетные коэффициенты для птиц рассчитываются в компьютерной программе «Информационная система ведения государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты на территории Республики Коми», написанной в соответствии с алгоритмами Методических указаний.

В текущем году зимний маршрутный учет проведен практически на всей территории Республики Коми. Не провели учет только два охотхозяйства Региональной общественной организации «Коми республиканское общество охотников и рыболовов» (Якшинское и Усть-Цилемское), ООО «Дрофа» и ООО «ЛесИнвест». В отношении ООО «Дрофа» идет работа по расторжению охотхозяйственного соглашения, так как  это юридическое лицо с момента его заключения  (27.01.2014 г) вообще не приступало к исполнению обязанностей, предусмотренных указанным соглашением. ООО «Лес Инвест» хоть и заключило охотхозяйственное соглашение 12.12.2016 года попыток проведения ЗМУ не предпринимало. Этим хозяйствам выделение квот не предусмотрено.

Конкретные объемы (квоты) добычи охотничьих ресурсов  в общедоступных охотничьих угодьях, в охотничьих угодьях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определяются (рассчитываются) руководствуясь нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. № 138 (далее — Нормативы допустимого изъятия) и в соответствии с Порядком принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2010 года № 228 (далее — Порядок).

Расчет численности охотничьих ресурсов, полученный  по материалам ЗМУ 2017 года показал, что  почти по всем видам охотничьих ресурсов наблюдается  положительная динамика. Численность белки увеличилась в 2 раза, песца-в 2,6 раза; горностая стало больше на 30%.

К сожалению, в 2 раза увеличилась численность волка. Хищник продвигается все дальше на север и восток республики. Первоначально миграция этого хищника произошла, по всей вероятности, с приграничных к Республике Коми территорий – Пермского края, Кировской и Архангельской областей. В этих регионах волк давно был «проблемным» хищником.

По нашему мнению, частично с этим связано  отсутствие увеличения показателей  численности зайца – беляка. Увеличение  показателей по зайцу- беляку наблюдается только в северной и восточной части республики. В средней и южной части республики, по-видимому,  существует проблема, связанная с инфекционными заболеваниями.

 Благоприятные климатические условия выводкового периода 2016 года положительно отразились на численности боровой дичи. Численность тетерева и рябчика  увеличилась более  чем в 2 раза. Численность глухаря выросла на 36%.

 Произошла  миграция белой куропатки в среднетаежные районы республики.

На территории  охотугодий районов, свойственных для обитания соболя, в текущем году  зафиксировано  всего одно пересечение соболя. По сведениям  специалистов Печоро-Илычского  биосферного заповедника, основного местообитания  этого зверька, фактическая численность  соболя достаточно высокая. Но в связи с тем, что в предгорьях Урала в 2016 году  был очень большой урожай рябины — соболь мигрировал в  эти районы, в зимних условиях недоступных для маршрутного учета.

Лицензии на добычу соболя не востребованы, в охотничьем сезоне 2016-2017 г.г. не выписано ни одной лицензии на этого зверя.

Численность  лося  увеличилась   на 30%.  Причем, продолжается миграция лося  в  северные  (Интинский,   Печорский, Ижемский, Усть-Цилемский) районы. Также резко увеличилась численность в  восточных районах Республики Коми — Вуктыльском и Троицко-Печорском.  Можно предположить, что миграция в восточные районы республики  связана с увеличением численности волка в соседних административных образованиях и возвращением лося в прежние угодья после пожаров  в Вуктыльском и Сосногорском районах в 2014 году.

Если в 2016 году  только на  территориях 12 районов республики плотность лося бола более 1 особи на 1000 га охотничьих угодий, то в 2017 году только в  3 крайних северных районах  (Интинском, Воркутинском и Усинском)  плотность ниже 1 особи на 1000 га.

Показатели  численности дикого северного оленя стабильны.  С 2007 года добыча  дикого северного оленя  в соответствии с распоряжением Правительства Республики Коми была запрещена, а в настоящее время  этот объект охоты включен во 2-ое издание  (2009) Красной  книги Республики Коми.

Лимит добычи охотничьих ресурсов, рассчитывается от фактической численности, полученной только по представленным материалам зимнего маршрутного учета.

Оценка условий обитания  охотничьих ресурсов является важным этапом для подготовки обоснования объемов (лимитов, квот) их добычи. Поэтому важно охарактеризовать природные условия обитания охотничьих животных в предыдущего года. Краткая характеристика погодных условий основана на результатах наблюдений Центра гидрометеорологии Республики Коми.           

       Прошедший 2016 год в нашем регионе оказался очень теплым, особенно на северо-востоке: от Печоры до Воркуты. В Воркуте  с января по октябрь отмечался на редкость устойчивый теплый характер погоды. 18 раз был обновлен абсолютный максимум дня. А февраль, июль и сентябрь стали самыми теплыми за весь период инструментальных наблюдений (с 1946 года).

Зима была ранняя, снежная в целом теплая, с морозным периодом только в первой декаде января, февраль был устойчиво теплым. Количество выпавших осадков превысило норму в 1,5-2 раза. Март характеризовался контрастной погодой: в первой декаде преобладала очень теплая погода, с середины месяца наблюдался продолжительный период холодной погоды, местами до -40С. Такая смена очень теплого периода времени на резкие заморозки, провоцирует образование крепкого наста. Образование крепкого наста отрицательно влияет на среду обитания охотничьих ресурсов, увеличивает случаи браконьерства и уничтожение животных хищниками.

        Весна наступила рано, 30-31 марта, что раньше средних многолетних дат для крайних южных районов на 1,5 недели, для южных и центральных на 2-3 недели, для северных — на месяц. С 25 апреля, территория республики попала под влияние антициклона из Арктики. Сухой арктический воздух хорошо прогревался, максимальная температура повышалась до 14...20С. К концу мая максимальная температура воздуха повышалась до 24...28С.

       Летний сезон характеризовался преобладанием жаркой погоды и крайне неравномерным распределением осадков по территории. Был небольшой период похолодания, ночью до заморозков, в первой декаде июня. С 1 июля по 25 августа по республике преобладала жаркая погода. На всей территории Коми средняя температура воздуха превышала норму на 3-6С, в отдельные периоды на 10-12С! В столице такой продолжительный теплый период с 1889 года отмечен впервые. Хотя и не было изнуряющей жары 2010 года. Летний период закончился в конце первой декады сентября. Продолжался период 114-116 дней при норме 65-87 дней — в северных и центральных и 95-107 дней — в южных.

         Осень также была теплее обычного. Заморозки по территории были редкими и не интенсивными. Переход среднесуточной температуры через 0С в сторону отрицательных значений (начало зимы) произошло 10-11 октября, что близко к средним датам. На юге и в центре такой переход осуществился 22-23 октября, что близко к средним датам, на севере — 26 октября, что с опозданием на 2 недели.
        Годовое количество осадков по территории распределялось неравномерно.

 В северных районах за год осадков выпало меньше нормы   — 83-89% от нормы. В южных районах сумма выпавших осадков за год составила  94-104% от нормы.

Численность зверей по данным ЗМУ 2017 года (в сравнении с предыдущим годом) отображена в прилагаемой таблице 1.

В 2016 году так же, как и в предыдущие годы проведен долгосрочный учет бурого медведя, который проводится в течение всего периода жизнедеятельности в период с мая по 30 ноября. В результате проведения натурных работ и последующего расчета, произведенных в соответствии с Методическими указаниями по определению численности бурого медведя, утвержденных Главохотой (М.,1990 г.) определена общая численность бурого медведя на территории Республики Коми. Она составляет 4047 особей (плотность на 1000 га — 0,11).

Квоты на добычу бурого медведя  рассчитаны только хозяйствам, которые провели учетные работы, в соответствии с их заявками.

 

Таблица 6

 

Динамика численности охотничьих ресурсов добыча которых

осуществляется в соответствии с лимитом их добычи

(за 2013-2017 г.г. только в охотничьих угодьях)

 

 

 

Вид

Общая численность (особей) по годам

 

2013 г.

 

2014 г.

 

2015 г

 

2016г

 

2017

Бур.медведь

2944

2987

3662

4047

-

Выдра

2800

2800

2800

2800

2800

Лось

29532

31947

34735

35539

45421

Рысь

322

468

256

285

307

Барсук

Занесен в Красную книгу Республики Коми

Соболь

76

0

138

112

28

               

 

Показателей численности по выдре нет. При установлении лимита добычи этого охотничьего ресурса используются экстраполированные данные ФГУ «Центрохотконтроль». Этот показатель остается стабильным в течение последних лет.

Приведенные данные таблицы свидетельствуют, что из года в год лимиты изъятия охотничьих ресурсов, на которые устанавливается лимит добычи, в том числе лося, в Республике Коми не осваиваются полностью. ООО «Дальний кордон" и ООО «Турэб» не имели возможность реализовать лицензии по выделенным квотам на добычу охотничьих ресурсов из-за запрета на охоту, наложенной природоохранной прокуратурой Республики Коми. Другим фактором, влияющим на успешность  освоения лицензий  является отсутствие опыта  охоты у  «молодых охотников».

Лицензии  на добычу пушных видов зверей не пользуются спросом, так как  отсутствует цивилизованная заготовка шкур.

 

Динамика фактической добычи

лимитируемых охотничьих ресурсов, шт. особей

 

Виды охотничьих

животных

Сезон охоты

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

2016-2017

лимит

добыто

лимит

добыто

лимит

добыто

лимит

добыто

лимит

добыто

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Лось

641

312

737

398

986

547

1165

650

1179

717

Бурый

медведь

 

336

 

34

 

102

 

15

 

211

 

8

 

106

 

5

 

141

данные к 01.06

Выдра

140

1

34

0

62

2

16

0

18

0

Рысь

23

0

18

0

18

0

5

0

7

0

Соболь

7

0

5

0

0

0

2

0

2

0

 

 

В соответствии с требованиями к материалам, представляемым на экологическую экспертизу, ниже приводятся данные по зарегистрированным случаям нелегального изъятия квотируемых охотничьих животных за  последние 5 лет.

 

Динамика нелегальной добычи охотничьих ресурсов

Выявлена

незаконная добыча

Г о д ы

2012

2013

2014

2015

2016

Лось

2

4

4

4

5

Бурый медведь

0

0

0

1

0

Рысь

0

0

0

0

0

Соболь

0

0

0

0

0

Выдра

0

0

0

0

0

 

В соответствии с проведенным выше анализом состояния численности, добычи, зарегистрированными случаями браконьерства Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми считает возможным установление лимита и квот добычи охотничьих ресурсов по охотничьим угодьям в соответствии с прилагаемым проектом.

3. Оценка воздействия устанавливаемых на территории Республики Коми лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов в сезоне охоты 2017-2018 гг. на окружающую среду:

3.1. воздействие на атмосферный воздух – не прогнозируется;

3.2. воздействие на водные ресурсы – не прогнозируется;

3.3. воздействие на земельные ресурсы – не прогнозируется;

3.4. образование отходов — не прогнозируется

3.5. отрицательное воздействие на растительный и животный мир – не прогнозируется.

Размер (квота) изъятия охотничьих ресурсов рассчитан на основании наличия реальных ресурсов и с учетом состояния популяций охотничьих животных конкретного хозяйства. Средний процент изъятия лося в целом на республику в предстоящем охотничьем сезоне предусматривается в размере 3%, практически на уровне 2016 года. При этом,  почти на всей территории охотничьих угодий Республики Коми в соответствии с Нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов, утвержденными Приказом Минприроды Российской Федерации от 30.04.2010 №138 процент добычи может быть установлен в размере 5% от  установленной на охотничьих угодьях  численности.

Добыча бурого медведя установлена  почти в 3 раза ниже возможного процента добычи: 5% — проектируемая на 2017 год добыча, а 15% можно бы установить. Поэтому добыча лося в количестве 1595 особей и бурого медведя в количестве 205 особей урон популяциям этих зверей не нанесет. Сами они находятся на вершине пищевой цепочки, поэтому уменьшение или увеличение их численности влияние на окружающий животный мир не окажет.

Увеличение же численности лося может оказать отрицательное влияние на растительность. Так как лоси предпочитают угодья с обилием молодняка, то, поедая макушки подроста, они могут нанести урон молодняку хвойных пород. В связи с этим регулирование численности этого охотничьего ресурса должно осуществляться.

Кроме прочего, при большой плотности населения лося, возможно развитие заболеваний, таких как: ящур, сибирская язва, чума рогатого скота.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1095