Меню
12+

Муниципальный район «Койгородский»

05.12.2022 08:09 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

5 декабря - День воинской славы России

5 декабря — День воинской славы России в честь начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских захватчиков в битве под Москвой 1941 года.

Первым днём воинской славы России, открывшим счёт её победам в Великой Отечественной войне, является 5 декабря — День начала контрнаступления советских войск под Москвой. В битве, которая по количеству войск и военной техники, размаху и напряжённости операций, трагичности и величию её со¬бытий — одна из крупнейших в истории войн. В течение 203 суток (30.09.41 г. — 20.04.42 г.) свыше 7 млн. солдат и офицеров, до 53 тыс. орудий и миномётов, около 6,5 тыс. танков и более 3 тыс. боевых самолётов германского вермахта и Советских Вооружённых Сил вели яростное противоборство между собой. Пламя сражений охватило территорию до 1 тыс. км по фронту в свыше 350 км в глубину, что по площади больше десяти таких стран, как Бельгия.

С захватом Москвы Гитлер и его генералы связывали далеко идущие цели. "Захват Москвы для немцев в 1941 году, — писал небезызвестный гитлеровский генерал Х.Гудериан, — был важнее, чем для Наполеона в 1812 году, потому что этот город уже не стоял на втором месте после Петербурга.., а стал первым и главным городом Советского Союза". "Москва не только главная цель наступления в Центральной России, — говорилось в одном из документов генерального штаба сухопутных войск Германии, -но и одна из важнейших целей на всей русской территории, короче, во всей Восточной Евроде. В центре города концентрируется гигантский аппарат органов власти и учреждений, с помощью которого осуществляется политическое, идеологическое и экономическое управление СССР и го¬сударственный контроль. Москва — центральный узел железнодорожного и воздушного транспорта и междугородной связи всей России. В Москве, самом большом городе Союза, и в прилегающей области концентрируется военная промышленность. Наконец, город — крупнейший пункт дислокации русских вооружённых сил с бесчисленным множеством военных учреждений и объектов... Занятие или разрушение Москвы парализует военный, политический и экономический руководящий аппарат и уничтожит важную базу советской власти..."

Уже на 17-й день войны Гитлер заявил о своём непоколебимом решении сровнять Москву с землёй, чтобы заодно избавиться от её населения. Этот замысел намечалось реализовать последовательно: на первом этапе — разрушить город бомбовыми ударами авиации, на втором — усилиями сухопутных войск.

Воздушные налёты на Москву начались в ночь на 22 июля 1941 г, в продолжались до апреля 1942 г. Всего было совершено 125 налётов, в которых участвовало 7202 самолета. Из них 1086 (15%) было сбито войсками ПВО на подступах к столице, а 338 (4%) прорвались к городу, разрушив и повредив 1465 различных зданий (около 2% имевшихся к началу войны). К сожалению, не обошлось без жертв: всего пострадали 7708 человек, из которых 2196 — погибли. В целом система ПВО Москвы, возглавлявшаяся генералами М.С.Громадиным и Д.А.Журавлёвым, оказалась практически непреодолимой для немецких ВВС. Она обеспечила сохранность 98% прикрываемых ею объектов. Столица справедливо гордится воинами Московской противовоздушной обороны, которые не только спасли город от уничтожения вражеской авиацией, но и сыграли важную роль в борьбе за завоевание оперативного господства в воздухе, значительно ослабив группировку немецких ВВС.

Гитлеровский план разрушения Москвы ударами с воздуха потерпел полный крах, но сам замысел оставался в силе. И осенью, когда пришел черёд нанести удар по Москве сухопутным войскам, немцы задумали осуществить не просто рядовую операцию, а грандиознейший спектакль, чтобы с пышной помпой продемонстрировать всему миру триумф стратегии блицкрига и "неотразимость" германского оружия. Этой идее отвечало и название предстоящей операции. Нарекая её "Тайфуном", немцы лелеяли мечту о том, что войска германского вермахта, подобно ураганному ветру страшной силы, ворвутся в Москву и сметут её с лица земли. И потому планировалась и готовилась она с особой тщательностью. Состав группы армий "Центр", которой предстояло реализовать замысел Гитлера, был доведён почти до 2 млн. человек. На советскую столицу было нацелено три четверти немецких танков, почти половина самолётов и треть артиллерии, находившихся на восточном фронте. Причём танковых и моторизованных дивизий на одну Москву бросалось больше, чем в мае 1940 г. против Франции, Бельгии и Голландии вместе взятых. Столь огромная группировка позволила агрессору на двух избранных участках прорыва создать превосходство в 5-8 раз, а на третьем (под Рославлем) — даже в 13-14 раз (имея общее превосходство в силах и средствах над советскими войсками, прикрывавшими московское направление, в 1,4 — 2,0 раза).

Удар такой силы оборонявшиеся соединения Красной Армии выдержать не смогли. Прорвав нашу оборону на трёх участках, отстоявших один от другого на 150-200 км, немецкие войска устремились вглубь и 7 октября в районе Вязьмы окружили значительные силы Западного и Резервного фронтов, а 9- го и Брянского фронта. Во вражеских котлах оказались 64 дивизии и 11 танковых бригад, а в стратегической обороне образовалась брешь шириной почти в 500 км. Закрыть её было нечем — резервов в районе Москвы не оказалось, так как все они были задействованы для восстановления обороны на юго-западном направлении после падения Киева. Столица государства оказалась под угрозой: почти все пути к ней были открыты.

Катастрофический исход сражений под Вязьмой и Брянском вызвал огромный резонанс. Но тональность его была далеко не одинаковой. По всему третьему рейху прокатился взрыв ликования. Впервые после начала восточной кампании публично выступил Гитлер, объявив, что "противник раз-громлен и больше никогда не поднимется!". Гигантские заголовки на первых страницах немецких газет кричали: "Исход похода на восток предрешён!", "Последние боеспособные дивизии Советов принесены в жертву!" и т.д. Всё было направлено на то, чтобы не только в самом рейхе, но и за его пределами создать впечатление полного и окончательного триумфа Германии и поражения СССР.

Советское руководство, естественно, о поражении не сообщило ничего, но начало срочную эвакуацию промышленных предприятий, правительственных учреждений, дипломатического корпуса, населения. В Москве и прилегающих к городу районах было введено осадное положение и подготовлены к уничтожению 1119 предприятий и других объектов.

В эти тяжкие дни каждый человек, каждая инстанция делали всё, что могли. Войска, оказавшиеся в окружении, своей активной, героической борьбой в течение почти трёх недель сковывали от 48 до 26 вражеских дивизий. За это время Ставка ВГК и ГКО смогли принять экстренные эффективные меры по восстановлению обороны. Под Москву перебрасывались войска с соседних фронтов и из глубины страны. Был воссоздан Западный фронт, командующим которым был назначен генерал Г.К.Жуков, и сформирован новый. Калининский фронт во главе с генералом И.С.Коневым. Их войска совместно с вырвавшимися из вражеского окружения остатками 32 дивизий, опираясь на подготовленные жителями Москвы и Подмосковья оборонительные сооружения, к концу октября остановили наступление врага на удалении 70-100 км от города. Партийные и советские органы в Москве и области формировали новые четыре дивизии народного ополчения, отряды истребителей танков и особые дружины для ведения уличных боёв. 440 тыс. жителей столицы и Подмосковья возводили укрепления Московской зоны обороны.

Огромную роль в повышении морального духа нашего народа сыграли состоявшееся 6 ноября в Москве торжественное заседание Московского Совета депутатов трудящихся и проведённый 7 ноября исторический военный парад на Красной площади, а также деяния Русской Православной Церкви. Она вновь предстала нравственной великой силой, вдохновлявшей народ на борьбу с поработителями. "Не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания, — говорилось в послании ми¬трополита Сергия. — С Божьей помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своём долге перед Родиной и верой и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти, и по вере"...

Приближающаяся зима заставила германское командование искать новые способы овладения Москвой. Так, главком ОКХ Браухич намеревался охватом советских войск северо-восточнее Москвы лишить ее коммуникаций, связывавших с северными портами и важными промышленными районами. О взятии Москвы в его директиве уже не говорилось ни слова. Однако Гитлер пересмотрел план Браухича и лично поставил задачу на окружение Москвы командующему группой армий "Центр" фон Боку, который 30 октября подписал приказ на продолжение операции.

15 ноября немцы возобновили наступление, стремясь обойти Москву с севера и юга. Прорвав слабую оборону на стыке Калининского и Западного фронтов, гитлеровцы создали угрозу войскам правого крыла последнего. Генерал Жуков, отражая глубокие охватывающие и фронтальные удары превосходящих сил противника, осуществлял манёвр войсками, огнём и заграждениями, проводил контрудары в сочетании с упорным удержанием занимаемых позиций и районов и своевременно выводил войска из-под удара противника. Однако силы были слишком неравными, и задержать продви¬жение немцев не удалось. 28 ноября пали Клин и Солнечногорск. Противник получил возможность не только обойти столицу с севера, во и нанести удар непосредственно по ней,

Обстановка снова обострилась до предела. Восточнее Клина под натиском врага левый фланг 30-й армии генерала Д.Д.Лелюшенко отходил к северу. На её стыке с 16-й армией генерала К.К.Рокоссовского образовался разрыв, используя который части противника в ночь на 28 ноября захватили мост через канал Москва-Волга у Яхромы и образовали плацдарм на восточном берегу. В то же время немцы усилили давление на 16-ю армию и 30 ноября заняли пос. Красная Поляна, подойдя к столице на пушечный выстрел. Ожесточенные бои шли днём и ночью на рубеже нынешнего аэропорта Шереметьево, станций Крюково, Дедовск (14 км юго-восточнее Истры). На южных подступах к Москве немцы, обойдя Тулу с востока, к исходу 25 ноября достигли рубежа, что в 6 км южнее Каширы. К концу ноября, когда накал борьбы достиг своей кульминации. Ставка ВГК передала из своего резерва Западному фронту 1-ю ударную армию генерала В.И.Кузнецова и 20-ю армию генерала А.А.Власова, который приступил к исполнению обязанностей в середине декабря. Временно обязанности командарма 20-й выполнял генерал А.И.Лизюков. Жуков тут же ввёл их в сражение.

Утром 1 декабря немцы прорвали оборону в районе Наро-Фоминска и развернули наступление с целью окружения и уничтожения 5-й и 33-й армий, чтобы в дальнейшем, действуя вдоль Минской автострады и Киевского шоссе, нанести удар непосредственно по Москве. Прорыв в центре Западного фронта породил у руководства Германии уверенность в том, что захват советской столицы является делом ближайших часов. В связи с этим редакциям берлинских газет было приказано оставить 2 декабря пустые места в очередных номерах газет для помещения экстренного сообщения о взятии Москвы. Но действительность оказалась иной.

Части 4-й немецкой армии, вышедшие 2 декабря к пос. Алабино (45 км юго-западнее Москвы), не выдержали контрудара войск 33-й армии и к 4 декабря были вынуждены отойти на исходные позиции, за реку Пара. Однако германское командование не теряло оптимизма, закрывая глаза на усилившееся сопротивление советских войск и возросшую их активность. Лишь усталостью своего личного состава, а главное влиянием погодных условий объясняло оно то обстоятельство, что не выдерживавшие контрударов немецкие войска были отброшены под Яхромой, Кубинкой, Наро-Фоминском, Каширой, Тулой и на других участках. Продолжая оставаться в плену собственных иллюзий, оно считало, что русские уже не в состоянии ввести в сражение значительные силы. 4 декабря фон Бок, например, заявил, что "Боевые возможности противника не столь велики, чтобы он мог этими силами... начать в настоящее время большое контрнаступление".

А 5 декабря, когда с крыш домов подмосковных деревень Катюшки, Пучки, Красная Поляна немецкие солдаты пытались разглядеть в бинокли жизнь на улицах Москвы, вопреки всем прогнозам фельдмаршала Бока о невозможности перехода русских в контрнаступление, войска Калининского и Западного фронтов начали его. Подобно нарастающей снежной лавине их удары обрушивались на наиболее опасные для столицы фланговые ударные танковые группировки врага.

Итак, в битве, пролог которой, казалось бы, не оставлял Москве никаких шансов устоять под натиском германских полчищ, финал оказался неожиданным и потрясающим: в тот момент, когда всего лишь 12 км отделяли врага от нынешней границы города в районе Лианозово и от "победного" конца кампании, с нетерпением ожидавшегося всеми солдатами и населением третьего рейха, которым сам фюрер обещал, что с захватом Москвы война против России завершится, произошло совершенно неожиданное, непредвиденное и невероятное — 5 декабря войска "разбитой" Красной Армии перешли в контрнаступление, нанесли крупное поражение "непобедимой" германской армии и, отбросив ее от Москвы на 100-250 км, сняли угрозу советской столице.

Сегодня трудно представить себе, какой резонанс вызвала сводка Совинформбюро от 13 декабря, в которой впервые сообщалось о провале немецкого плана окружения и взятия Москвы я срыве "второго генерального наступления на Москву". Это сообщение всколыхнуло буквально весь советский народ, вызвав огромный эмоциональный подъём. Радость людей от первой и такой долгожданной победы над захватчиками была безмерной. Тот памятный день старшее поколение не забудет никогда. Разгром немецких войск под Москвой ознаменовал окончание долгого периода неуверенности и растерянности в порабощённых нацистами странах и в странах, находившихся в зависимости от держав гитлеровской "оси". По обе стороны Атлантического океана поняли, что битва за Москву спасла свободный мир. Народы всех континентов обрели веру в то, что есть сила, способная избавить человечество от угрозы фашизма, и осознали, что сила эта исходит из Москвы.

Особую значимость этой победе Красной Армии придаёт то, что она была достигнута при невыгодном для наступления соотношении сил и средств (по пехоте, артиллерии и танкам оно было в 1,5-1,8 раза в пользу противника). Решающим фактором в достижении этой победы явился высокий мо¬ральный дух советских воинов, о котором английский историк Л.Гарт сказал, что она была одержана "прежде всего, мужеством и стойкостью русского солдата, его способностью выносить тяготы и непрерывные бои в условиях, которые прикончили бы любую западную армию". Высокий моральный дух войск, их воля к победе и массовый героизм были той могучей силой, которая возмещала нехватку вооружения, боеприпасов и прочего.

За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом доблесть и мужество 39 соединениям и частям были присвоены гвардейские звания. Более миллиона защитников города награждены медалью "За оборону Москвы", 3.626 тыс. воинов — орденами и медалями, 183 человека удостоены звания Героя Советского Союза.

И не случайно именно 5 декабря — День начала контрнаступления советских войск против самой сильной армии тех лет в ходе битвы под Москвой стал одним из дней ратной славы, в которых российские войска снискали почёт и уважение современников и благодарную память потомков.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

4